В последние дни, в связи с пребыванием у нас в доме родственников, довольно много разговоров велось о детстве, воспитании детей, характерах, темпераментах и следствиях выбранных методов воспитания.
Каждая мать, иногда и отец, выбирают, в каком стиле следует воспитывать своего ребенка, исходя из многих параметров. Кто-то читает множество книг по психологии и педагогике, кто-то взвешивает особенности своего характера и характера ребенка, ища оптимальный баланс между ними, кто-то просто делает так, как поступали в детстве с ним или же, напротив, дает своему ребенку прямо противоположное тому, что имели родители сами.
Я не буду сейчас претендовать на выбор лучшего метода, пусть с этим разбираются родители конкретного ребенка самостоятельно. Да и лучший для себя я пока не совсем нашла. Поэтому просто порассуждаю о том, что видела в последние дни.
Много буквМогу с уверенностью сказать, что воспитание моего племянника практически прямо противоположно тем методам, которые применялись с нами в детстве. Это вижу я, это подтверждают и реплики моей матери.
Моему племяннику предоставлена почти полная свобода действий. Он сам по себе активный и любящий быть в центре внимания, и его мать старается взрастить в нём лидера и «личность», как сама говорит. С её определением личности я абсолютно не согласна, но пусть будет такая терминология, мне не жалко. Таким образом, ребенку покупают почти всё, на что он укажет пальцем, ему разрешают делать почти всё, что он захочет, бегать, где захочет, и довольно редко одергивают, только если он уже совсем явно стоит на голове, причем на чужой голове. Только за три недели, что он был здесь, ему купили несколько громкокричащих пистолетов, штук 7 мечей разной формы и начинки, пару шлемов и много визжащих штук на батарейках. Ему сейчас пять, если что. Да, ребенок таким образом получается очень сообразительный для своих лет, активный, любознательный, совершенно лишенный стеснения перед чем-либо и кем-либо. Он нигде не теряется, может убежать за 100 метров, но четко знает, куда ему вернуться, самостоятельно обследует территорию. Ребенок очень быстро адаптируется, знакомится с детьми, уже через пять минут он может с кем-то подружиться, а с кем-то подраться. Но уже заметны и недостатки этого подхода. В магазинах устраивается форменная истерика с тыканьем пальцем в очередную, уже стопятую, игрушку с криками «купи, хочу, аааа!». В чужом доме мальчишка ведет себя совершенно свободно, лазия по чужим шкафам, беря всё, что ему захочется, прыгая по диванам и таская кошку за хвост. Ради того, чтобы оказаться в центре внимания, он готов придумать, а то и откровенно соврать что угодно, влезть посреди чужой беседы с комментариями или собственным рассказом. Если он что-то хочет, то четко и громко заявляет о своем желании; если на его требования не реагируют, он переход на крик, истерики, угрозы. В общем, его легко назвать действительно непослушным, и хотя самому ребенку в целом комфортно и вольготно, но он порой откровенно мешает всем окружающим, в том числе и родителям.
Меня и брата воспитывали, наверное, в прямо противоположной форме. Не скажу, что мы были как в тюрьме, но подобных свобод никто никогда не давал. В магазине не мы, а мама выбирала, что нам купить, мы стояли в сторонке и не мешались. Мы вообще почти никогда не мешались, это было важным критерием. Игрушки нам покупались редко, больше дарились кем-то из заезжавших родственников. Вся наша коллекция на двоих с братом легко вмещалась в небольшой ящик. Большинство игрушек представляли собой при этом конструкторы, кубики, паззлы, карандаши и раскраски, т.е. тихие развивающие игры. Не знаю как брат, а я уже в 4 года хорошо читала и была занята книжками. Если приходили гости, нас показывали людям, а потом водворяли куда-нибудь подальше поиграться самим с собой. Нет, ну конечно порой мы и дрались, и играли в футбол, и кричали, но это не составляла всю нашу деятельность. Везде и всюду нас одергивали: так не стой, это не говори, так не надевай, здесь не сиди и т.д. Выиграть в споре с родителями было просто невозможно: если они что-то говорят, надо так и делать. Попытки показать, что ты не подчиняешься, резко пресекались, методов для этого было масса. Ну как-то так. В итоге положительными сторонами я бы назвала умение самостоятельно занять себя, не нуждаясь в компании и зрителях, раннее развитие благодаря обучающим играм, умение контролировать себя. Мы оба очень терпеливы и неконфликтны, предпочитаем найти компромисс, удалиться или просто промолчать, но не лезть в бочку. Отрицательных показателей, несомненно, и здесь вагон и маленькая тележка. Мы оба были крайне несамостоятельными детьми и подростками, да и сейчас очень сложно брать и становиться один на один с жизнью, когда ты ей не научен. Крайне низкая самооценка всегда, ощущение, что ты всегда и всё делаешь не так. Неумение просить что-либо и добиваться даже положенных тебе вещей. Ну и многое другое. Самое смешное, что именно за эти черты уже сейчас меня мать активно критикует, хотя сама же их и взрастила (порой даже признает свои ошибки, ага).
Не впадайте в крайности, короче =))) Они не приводят к положительным результатам. Надо искать баланс между кнутом и пряником, свободой и контролем.
А вообще, воспитывай их, на воспитывай - а что вырастет, то вырастет.
Ну, я имела в виду, что заново воспитать не получится, и перевоспитать тоже вряд ли. Сам человек, конечно, уже может бороться со своими недостатками, но это уже его личная проблема, и к воспитанию отношения не имеет =)
То, что от ребенка многое зависит - несомненно. Считаю, что любой метод воспитания должен исходить в том числе из темперамента и характера ребенка.
хотя и мне все разрешали. теперь трясусь, когда приходится тратить копейку, хотя и деньги есть.
americanpsycho
отношение к деньгам у тебя вообще в последнее время сильно изменилось. но это уже не воспитание, а самостоятельность, что ли =)